Вы предложили — мы услышали! Часть 2.

Друзья. Этим материалом мы продолжаем рассказ о том, как наше масло повело себя в автомобилях такси. Оговоримся сразу. Детального разбора не будет. Точнее, скажем так. Двигатели автомобилей такси мы на детали разбирать не станем. Некоторые из вас настаивали на такой процедуре. По их мнению: «при тесте масла по хорошему разбирается двигатель, завешиваются детали и измеряется толщина масляной пленки». Все верно, но…

Во-первых, для того, чтобы понять, насколько изменилась картина после эксплуатации, эти самые двигатели нужно было разобрать до начала эксплуатации. Как вы себе это представляете? Естественно, нам никто этого сделать на машинах таксопарка не даст. К тому же подобные манипуляции мы проводили, кода испытывали масло на стендовом двигателе. Тогда у нас была возможность разобрать мотор до и после испытаний. При этом взвешивались вкладыши, поршни, компрессионные и маслосъемные кольца. И эти взвешивания показали, что износ есть (его не может не быть) но он минимален и в пределах допусков.

Машинам в такси живется не сладко. Водители меняются часто. Эксплуатация жесточайшая.

Во-вторых, для того чтобы оценить стабильность масла, у нас есть специализированное оборудование, которое позволяет куда точнее определить характеристики масла при высокой скорости сдвига (HTHS) нежели это даст обычный замер толщины масляной пленки.

Тогда что мы хотели увидеть, залив наше масло в машины такси? В первую очередь нас интересовало, насколько стабильным будет масло при довольно длительной эксплуатации. Автомобили такси для этого лучший вариант. Ездят много, рекомендованные к замене масла 15000 км наматывают чуть ли не за месяц. Плюс постоянно толкаются в городе, который с его пробками для масла считается самыми неблагоприятными условиями. И нужно заметить, что в этих самых условиях масло показало себя очень даже неплохо. На момент публикации этого материала масло набегало 15000 км.

Отбор проб производился сразу после остановки двигателя.

Начнем с кинематической вязкости. Отбор проб показал следующее. На автомобилях, у которых до начала эксплуатации на нашем масле был относительно небольшой пробег, кинематическая вязкость масла снизилась, но масло при этом осталось в допуске. А вот на тех машинах, на которых пробег был уже за сотню, вязкость, наоборот, выросла. О чем это говорит?

В первом случае ее снижение – это результат срабатывания полимера и разбавление топливом, что вполне естественно для любого масла, а уж на таких пробегах и подавно. Заметим, что на некоторых маслах это происходит не к 15000, а уже к 5000 км.

Во втором случае увеличение вязкости — это свидетельство хороших моющих и диспергирующих свойств масла. Оно фактически вобрало в себя те отложения, которые есть в двигателе, не дав осесть им на деталях, в связи с чем и загустело. Это хорошо известный факт. И ничего удивительного в этом тоже нет.

Ниже представлены отчеты независимой лаборатории. По ним видно, как менялись характеристики масла на примере одного автомобиля. Для наглядности мы добавили немного инфографики. По ней видно чего и сколько в масле должно быть по допускам и как эти параметры менялись.

Данные по свежему маслу.
Масло после пробега в 10000 км.

К сожалению, нам не удалось отметить, насколько сильно двигатели были загрязнены до начала эксплуатации на нашем масле. Как мы уже говорили, разобрать двигатели возможности не было. Впрочем, если бы мы их даже и разобрали и увидели, что они имеют ту или иную степень загрязнения, увидеть чистый двигатель после разового применения масла было бы наивно. Не всякое масло, даже с очень хорошими моющими свойствами, отмоет двигатель за один раз. Порой качественный очиститель масляной системы справляется с этим не с первого раза. Для того же, чтобы это сделало масло, нужно как минимум три-четыре смены. А это порядка 45000 км пробега.

Детали двигателя отработавшего на моторном стенде в политехническом университете. Тестовые испытания длились 150 часов. Отложения видны только на днище поршня и жаровом поясе. Остальные элементы поршня и другие детали двигателя без отложений.

Впрочем, то, что наше масло не загрязняет двигатель, мы знаем по стендовым испытаниям. Тогда специалисты Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого отметили, что после стендовых испытаний, в которых принял участие совершенно новый двигатель, он был чист, как никогда. Отложения были отмечены только в камере сгорания.

А как же износ — возразите вы. Может быть после вашего масла двигатели изношены в хлам? Спешим заверить. С моторами все в порядке. Эндоскопия ЦПГ показала, что каких либо изменений нет.

Эндоскопия двигателя обязательна при каждом отборе проб.
Стенки цилиндра двигателя Skoda Rapid до начала эксплуатации на нашем масле.
Стенки цилиндра двигателя Skoda Rapid после пробега в 15 000 км.

Потертостей в цилиндрах не прибавилось. Нагара тоже больше не стало. Да и элементный анализ показал, что примеси металлов в масле в пределах допуска. Так что за двигатели переживать не стоит. Ходили и еще ходить будут.

Нагар на днище поршня до начала эксплуатации на нашем масле. Пробег автомобиля Skoda Rapid до начала эксплуатации составлял 137000 км.
Нагар на днище поршня после пробега в 15 000 км. Серьезных изменений нет.

Несколько слов об угаре масла. На пяти из семи автомобилей его практически не наблюдалось. Фактически масла слили столько, сколько и залили. Потребовали долив лишь Skoda Rapid. Причем один автомобиль съел литр уже к 7000 км пробега, второй справился с таким же объемом за 15000 км. Впрочем, водители отметили, что и ранее машины были склонны к повышенному расходу масла. Все это говорит об особенностях масложора конкретными двигателями, а не тенденции масла к угару в общем.

Что будет дальше? Дальше мы продолжим наблюдать за машинами, которые эксплуатируются на нашем масле. Плюс к этому, помимо Rapid и Rio, в компанию добавились JAC, Haval, Chery. Но это уже совсем другая история, которой мы с вами так же обязательно поделимся.

Этот JAC дальше будет эксплуатироваться на нашем масле.
Этому Chery Tiggo также повезло.
Двигатель этого Haval теперь защищен от износа нашим маслом.

Наша страница на DRIVE2: